(495) 925-77-13 ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

      Как в психологию, так и в православие я пришла уже в зрелом возрасте. За плечами было высшее юридическое образование и 15-летний стаж службы в правоохранительных органах. Окончив Институт сферы социальных отношений по специальности психология, я начала работать в Центре психолого-медико-социального сопровождения, самоуверенно думая, что много чего могу (обычный синдром молодого специалиста) и с рвением погрузилась в профессиональную деятельность. Но с ростом профессионального опыта моя уверенность в моих возможностях уменьшалась. Я стала замечать, что изменения, которые происходят, даже в лучшую сторону совсем не безболезненны для клиента, иногда человеку так трудно становилось жить по-другому, что он готов был забыть, что страдал и ему хотелось вернуть все так, как было до обращения к психологу. Но обратный процесс невозможен, человек уже не может забыть о тех открытиях, которые сделал во время психотерапии.

Незадолго до прихода в психологию, я начала ходить в Храм. Сначала очень лениво и не совсем понимая, зачем мне это надо. Эти два пути шли параллельно и никак не соприкасались. Работая в государственном учреждении, я считала, что не могу говорить с клиентами о своих духовных воззрениях, хотя, исключения были, когда клиенты сами, стесняясь и боясь моей негативной реакции, говорили, что ходят в Храм. Работая с травмами и потерями близких, я осознала ограниченность светской психологии, потому что, как помочь человеку выйти из горя и жить дальше, если он потерял близкого человека навсегда и теперьничего не может для него сделать? Был момент, когда я решила, что занятие психологией и мое православное мировоззрение не совместимы, и решила уйти из профессии психолога. Но когда человек ищет, Господь никогда не оставляет его в пути без своей помощи.

На II Международной конференции Телефонов доверия, посвященной теме: «Работа переживания и психологическая помощь детям», одним из участников был православный священник. Я с нетерпением ждала его выступления, он выступал не один, а с православным психологом (тогда я еще не знала, что такие психологи бывают). Меня поразила та простота и открытость, с которой они говорили о сложных психологических проблемах и путях их решения. Это были священник Андрей Лоргус и психолог Ольга Красникова. Я загорелась желанием у них поучиться. В 2008 году я прошла курс повышения квалификации «Основы христианской психологии» в объеме 160 часов в ресурсном образовательном центре «Собеседник» при благотворительном фонде «Русское православие». Я много где по жизни училась, и учусь до сих пор, но в такую атмосферу человеческих взаимоотношений я попала в первый раз в своей жизни. Это была атмосфера безусловного принятия, трепетного отношения к каждому из участников курса. Нам разрешали задавать любые вопросы, не боясь, что нас упрекнут в кощунстве или маловерии, и даже на самые глупые вопросы мы получали подробные и честные ответы. Мне казалось, что моим бесчисленным вопросам не хватит места на этом курсе, но в конце они иссякли и на их место пришли спокойствие и уверенность. Уверенность в том, что теперь я знаю, как помогать людям, знаю, что хочу помогать, и я правильно выбрала себе профессию. Но по настоящему помогать душе, может только православная психология, потому что светская психология не рассматривает наличие души у человека вообще (а тогда что у него болит, когда ему плохо?). Но это не все, что я поняла. Психолог только подмастерье. Душа страдает без веры в Бога, ей необходимо хоть немного прикасаться к нему, приходя в Храм.

Тогда, что же может психолог и зачем к нему обращаться? От нашего не внимания к духовной жизни, наши души очерствели и разучились принимать Божественную благодать, мы постоянно впадаем в страсти, конфликтуем с другими людьми и с самим собой, а потом начинаем страдать, говоря о несправедливости и искушениях. Православный психолог может помочь человеку научиться жить в мире с другими и самим собой. Психолог – специалист по человеческим взаимоотношениям. А научиться жить с Богом, можно только в Храме! Но в Храм надо прийти подготовленным, понимая, что зло исходит не от других людей, оно гнездится у нас внутри, именно наше внутреннее зло заставляет нас гневаться, злиться, завидовать, обижаться, а не люди, которые нас раздражают, которые нас хотят задеть специально, которые богаче нас, умней нас и, вообще, живут лучше нас. Тогда к человеку приходит покаяние и он смиряется. Человек перестает пытаться исправить других людей, а начинает работать над собой, а, видя слабость своих сил, вновь смиряется и просит помощи у Господа, а, получив ее, начинает испытывать радость и любовь. И эта работа трудная и постоянная, но награда велика – жизнь вечная!

Работая с семьями, я столкнулась с трудностью, как объяснить ребенку, что воровать – это плохо, ведь родители говорят, что вот те богатые люди живут хорошо, потому что наворовали, а мы вынуждены себе во всем отказывать, потому что живем честно. Я столкнулась с парадоксальными случаями. Когда разбиралась, почему дети из хороших семей вдруг начинали воровать, выяснялось, что в это время семьи начали испытывать временные материальные трудности. А ребенок стал совершать кражи, чтобы помочь любимой семье материально, ведь семья теперь сможет сэкономить, не давая ему деньги на карманные расходы, а еще он может побаловать маму подарком, а то она последнее время ходит постоянно грустная. Ссылка на уголовное законодательство здесь не помогает, потому что тогда непонятно, почему все богатые люди не в тюрьме. А еще некоторые родители, когда их дети совершают непристойные поступки, говорят им: «Еще такое сделаешь, я тебя просто убью!». Тогда непонятно, почему убивать плохих людей нельзя. Я не знаю, как психолог может справиться в такой ситуации не обращаясь к заповедям Божьим. Как, не касаясь темы Бога, объяснить ребенку, что кроме материальных ценностей, есть еще духовные? А как объяснить подростку, что ему не стоит становиться готом, и не стоит вступать в ранние половые связи, и не стоит играть в «вызывание духов»? Ведь социальные стереотипы говорят, что это нормально и по телевизору это показывают, почему бы в это не поиграть? Без православия невозможно объяснить всю тяжесть последствий таких «игр».

В заключение, хочу дать совет: если вы решили обратиться к психологу, выбирайте его с той же тщательностью, как выбирали духовника, узнайте о его опыте работы, попросите его показать дипломы о высшем психологическом образовании и дополнительных специализациях, по возможности, расспросите тех, кто к нему уже обращался, прислушайтесь к своей душе, приятен ли Вам этот человек. Внедрение в Ваши душевные переживания человека с чуждым Вам мировоззрением не безопасно для Вашего психического здоровья!

Спаси Господи!

Православный семейный психолог Тасалова Любовь 
Служба психологической помощи "ДОВЕРИЕ".

 P.S. Когда находишь Настоящих Учителей, расставаться с ними не хочется, пока всему у них не научишься. В 2009 отец Андрей Лоргус  открыл Институт христианской психологии, который я в этом году успешно закончила и теперь организовываю практику студентов нашего института в приходах.

Приходите к нам учиться, мы рады будем принять вас в нашу христианскую семью!